Меню
16+

Сетевое издание «Избербаш-инфо». Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-69158 от 24.03.17 г.

19.02.2024 12:31 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В Даргинском театре состоялся показ спектакля, приуроченного к 135-летию драматурга Рабадана Нурова

Автор: Маргарита АРСЛАНБЕКОВА,
специалист по связям с общественностью Даргинского театра им. О. Батырая.

Немецкий драматург и философ Иоганн Шиллер писал: «…Театр искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта». Если коротко, то это лучшая трактовка тому, с какой целью в театре режиссерами и артистами создаются драматические постановки.

После череды комедий, представленных артистами Даргинского театра с начала 2024 года, 16 февраля на его сцене состоялся показ драматического спектакля «Насилие» по пьесе драматурга Рабадана Нурова. Показ был приурочен к 135-летию со дня рождения автора пьесы – основоположника даргинской советской литературы, чей юбилей стал центром притяжения для театралов-избербашцев и гостей города.

В фойе театра руководителем даргинской секции отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова Салимат Гаджиевой была организована содержательная книжная выставка в форме информационного стенда о талантливом поэте и драматурге, революционере, общественном и государственном деятеле Рабадане Нурове.

Вела торжественную церемонию мероприятия заведующая музыкальной частью Эльмира Ибрагимова, вложившая лепту в звучание этой и многих других постановок Даргинского театра. До начала спектакля перед зрителями выступили режиссер-постановщик – художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РД и РФ Мустафа Ибрагимов, народный писатель РД, прозаик и драматург Касумбек Миграбов, народная поэтесса РД, публицист и переводчик Аминат Абдулманапова, заслуженный работник культуры РД Халид Муталимов – начальник управления культуры Левашинского района, выходцем из которого является Рабадан Нуров.

Также почтил Даргинский театр своим визитом особый гость – правнук юбиляра Мурад Курбанмагомедов. По воспоминаниям потомка Рабадана Нурова об его поступках и отношении к людям был окончательно создан образ этого удивительно цельного человека-лидера, воспитанного на традициях горского кодекса чести, мужества и благородства. Он поведал эпизоды из жизни и трагической судьбы прадеда, незаконно репрессированного и погибшего в ГУЛАГе в 1942 году (в возрасте 53 лет) при спасении из проруби своего земляка.

Хотелось бы привести цитату из заметки Ислама Абакарова «Маленькое напоминание о Большом терроре. Памяти жертв политических репрессий» (газета «Молодежь Дагестана» от 1 ноября 2019 года): «Нуров был талантливым поэтом и драматургом. Репрессии поломали его судьбу. Рабадана Нурова оболгали и обвинили во вражеской деятельности и в том, что он развалил работу Дагестанского плодово-виноградного института (ныне Дагестанский аграрный университет имени М.М. Джамбулатова в Махачкале), засорил преподавательский состав чуждыми и враждебными элементами. 15 декабря 1939 года он был осужден военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа на 10 лет лишения свободы. Спустя 16 лет Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела дело Нурова и он был полностью реабилитирован (посмертно). Позже получил орден Красного Знамени».

Режиссер и гости юбилейного мероприятия еще долго вспоминали легендарного дагестанца – одаренного драматурга, общественного и государственного деятеля, который мужественно сражался за правду во благо своего народа, а в творчестве шел в ногу со временем, черпая вдохновение для написания произведений в самой жизни.

Не стала исключением и пьеса Рабадана Нурова, положенная в основу драмы «Насилие» на даргинском языке. Главные роли разлученных влюбленных Мусы и Айшат в спектакле исполнили народный артист РД Мухтар Нухов в дуэте с артисткой театра Хузаймат Ибрагимовой. Также в постановке задействованы заслуженный артист РФ Нариман Алиев, заслуженные артисты РД Магомедшамиль Шамилов, Магомедрасул Магомедрасулов, Гасанкади Рабаданов, Абдулла Ризванов, Рашидат Исмаилова, Аминат Дациева, артисты театра Абдусамад Алиев, Нурбаганд Идрисов, Загидат Мусаева, Минатулла Гусенов, Басират Абдуллаева, Рахмет Бахмудов, Зарина Азизова, Ислам Гасанов, Амирбек Батиров и другие.

Напомним, что постановка была создана в 1972г., восстановлена в 2014г., а в 2017г. режиссер и коллектив театра за создание спектакля «Насилие» Р. Нурова были удостоены дипломов жюри Международного фестиваля «Южная сцена» в г. Нальчик. Работа композитора также была отмечена дипломом «Лучшее музыкальное оформление». Музыка народного артиста РФ Ширвани Чалаева, декорации в исполнении народного художника РД Ибрагимхалила Супьянова и, конечно же, талантливая игра артистов на сцене под руководством режиссера не оставили зрителей в зале равнодушными. В оформлении декораций четко прослеживалась смена исторических эпох. Спектакль не перегружен сценографически – художник свободно работает с пространством, трансформируя его в городскую площадь, богатый дом жениха, мрачный кабинет представителей новой власти и т.д. Художник совершенно полно передал атмосферу пьесы, а оформление композитора послужило музыкальным фоном спектакля.

Что касается сердца постановки – пьеса, на которой основывается действо, написана Рабаданом Нуровым в 30-е годы прошлого века. В ней отражены быт и устройство предреволюционного Дагестана и переломный момент, когда на смену власти беев и ханов приходит власть пролетариата. А на фоне этой масштабной исторической панорамы проходит жизнь отдельно взятых людей, чувства которых как раз находятся в центре повествования.

Будучи активным борцом за установление Советской власти в Дагестане, Рабадан Нуров в своих произведениях отражает исторические события, порицает пороки власть имущих. Взяв за основу идею «Грозы» Александра Островского, драматург перенес действие в село Цудахар, существовавшего жизнью такого же, как и все остальные села начала XX века. Имамы заключали браки между нелюбимыми, а порой и незнакомыми друг с другом людьми. Неторопливо текла их жизнь, заключавшаяся в земледелии, домашних хлопотах и воспитании детей. Автор пьесы заглянул в самую глубь этой обыденности и извлек наружу толстый пласт пороков, прикрывающихся лживой маской добродетельности: алчность и зависть, коварство и наглость, жестокость и равнодушие, а худшее – полная глухота и слепота ко всему человеческому.

Красной нитью драму пронизывает тема насилия над личностью, желающей быть свободной хотя бы в рамках выбора своей судьбы. Этой личностью стала в пьесе Айшат, которая не покорилась угодному родителям выгодному браку, не дрогнула перед напором привыкших к подчинению представителей духовенства и сохранила верность своему возлюбленному.

Хузаймат Ибрагимова в образе горянки Айшат воплотила на сцене истинный дух непокорности. Она не хочет считаться с подавляющими волю и личность адатами села и, несмотря на всеобщее непонимание, остается непоколебимой. Ее чувства по-настоящему искренние и она верна им до конца. Страдания своей сильной духом героини Хузаймат сумела пропустить через себя и передать столь искренне, что вызвала у зрителей глубокую эмпатию и мощный катарсис. В том числе, покорила всех своим вокалом. И вслед за ней запели почти все артисты на сцене. Их живые голоса стали изюминкой драматической постановки, делая её еще более эмоциональной.

В образе юношей и девушек этого спектакля режиссер воплощает далекую от предрассудков старины, веселую, задорную, смелую и честную горскую молодежь. В «Насилии» автор пьесы показывает личностей сильных, до конца отстаивающих свое право на свободу: Айшат – за возможность выйти замуж по любви, Мусу – за право освободиться от незаконного заключения в тюрьму. Во время гражданской войны большевики освобождают его и привлекают на свою сторону.

Финал спектакля открыт: Айшат и Муса свободны, но они не вместе, хотя автор видел их судьбы иначе – герои должны были воссоединиться после долгой разлуки и пережитых испытаний. Но Мустафа Абдиевич отошел от оригинала. Конец спектакля оказался для всех неожиданным и печальным. Зритель ждал воссоединения главных героев, но режиссер выбрал такой исход неслучайно, желая показать зрителям, как власть разлагает чистые чувства.

В пьесе именно через жизнь этого героя перелом эпох и испытание властью ощущались наиболее явственно. До революции простой крестьянин Муса был восторженным юношей, весельчаком, душой компании, умевшим любить и радоваться жизни, а после он становится черствым и равнодушным, отметающим чувства прочь. И если сначала Айшат и Мусу разлучили из-за материального неравенства, то последнюю точку ставит революция. Муса, приняв новую веру, становится ярым большевиком, получает главный пост в ревкоме, и в его жизни уже нет места бывшей возлюбленной. Но его дальнейшая судьба легко угадывается. Горькая доля Мусы и автора пьесы Рабадана Нурова, репрессированного по ложному обвинению и реабилитированного посмертно, удивительно схожи.

Многим зрителям спектакль запал в душу благодаря сюжету и богатому музыкальному оформлению, умело подобранному актерскому ансамблю, позволившему удерживать зрительское внимание до самого финала. В своих отзывах они отмечают, что постановка наполнена прекрасной музыкой, сочным звучанием голосов артистов и традиционных музыкальных инструментов, оживающих в руках артистов оркестра и усиливающих эмоциональное воздействие. В обрамлении трагической, щемящей душу музыки Ширвани Чалаева, прекрасного вокала, костюмов и декораций у зрителей создавалось непередаваемое ощущение близости и причастности ко всему, что происходило на сцене. Путешествие во времени, не иначе, которое удалось описать в своей пьесе Рабадану Нурову, чтобы спустя годы воплотить талантливому режиссеру Мустафе Ибрагимову и его творческой команде. Это и есть бессмертное творение классика и современников, потому что оно небезразлично людям прошлого, настоящего и будущего.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20