Меню
16+

Сетевое издание «Избербаш-инфо». Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-69158 от 24.03.17 г.

01.03.2021 09:28 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В Даргинском театре им. О. Батырая в честь 100-летия со дня образования ДАССР показали спектакль

Автор: Маргарита АРСЛАНБЕКОВА
специалист по связям с общественностью Даргинского театра им. О. Батырая

19 февраля на сцене Даргинского театра прошел показ драматического спектакля «Насилие» («Зулму») по пьесе Рабадана Нурова. Этот выход на сцену коллектив театра посвятил значимому для всех дагестанцев событию 2021 года – 100-летию со дня образования ДАССР.

Спектакль Даргинского театра «Насилие» впервые был представлен на суд зрителей еще в 1972 году. Прошло время, поменялся актерский состав, и теперь восстановленная постановка, датированная 2014 годом, наполнена прекрасной музыкой, сочным звучанием традиционных музыкальных инструментов и голосов актеров. Спектакль не перегружен сценографически – декорации народного художника РД Ибрагимхалила Супьянова свободно работают с пространством сцены, трансформируя ее в городскую площадь, богатый дом жениха, аскетичный кабинет представителей новой власти. Постановка уже заслужила любовь и уважение жюри и зрителей многих фестивалей. Так, на Международном театральном фестивале «Южная сцена» в столице Кабардино-Балкарской республики работа композитора Ширвани Чалаева удостоена диплома «Лучшее музыкальное оформление». А уникальный режиссерский талант заслуженного деятеля искусств РФ Мустафы Ибрагимова также был отмечен в номинации «Честь и достоинство».

Художественный руководитель Даргинского театра выбрал для показа в честь 100-летия ДАССР именно этот спектакль не случайно. Рабадан Нуров, будучи активным борцом за установление Советской власти в Дагестане и взяв за основу идею «Грозы» Островского, в 1928 году создал пьесу «Айшат в когтях адата». В ней автор показывает устои жителей села Цудахар, существовавшего жизнью такого же, как и все остальные села начала XX века. Имамы заключали браки между нелюбимыми, а порой и незнакомыми друг с другом людьми, неторопливо текла их жизнь, заключавшаяся в узких пределах работы на земельных участках, в домашних хлопотах и воспитании детей. Нуров заглянул в самую глубь этой обыденности и извлек наружу толстый пласт пороков, прикрывающихся лживой маской добродетельности: алчность и зависть, коварство и наглость, жестокость и равнодушие, а худшее – полная глухота и слепота ко всему человеческому.

«Насилие» – означает насилие над личностью, желающей быть свободной, хотя бы в рамках выбора своей судьбы. Этой личностью стала в пьесе Айшат (артистка Хузаймат Ибрагимова), которая не покорилась угодному родителям (артисты Нурбаганд Идрисов и Загидат Мусаева) выгодному браку, не дрогнула перед напором привыкших к подчинению представителей духовенства и сохранила верность своему возлюбленному Мусе (заслуженный артист РД Мухтар Нухов).

Главные герои спектакля – это сама молодость, далекая от предрассудков старины, веселая, задорная, смелая, честная. Такая, которая не побоится сказать правду жестокому старосте (заслуженный артист РД Магомедшамиль Шамилов), отказать его настойчивому сыну Зульпукару (артист Абдусамад Алиев), которая умеет бороться за свои чувства и выражать их в причудливом танцевальном узоре, воспевать в трогательных куплетах. В «Насилии» Нуров показывает личностей сильных, до конца отстаивающих свое право на свободу: Айшат – за возможность выйти замуж по любви, Муса – за право освободиться от незаконного заключения в тюрьму.

Вся трагичность постановки в том, что сначала влюбленных разлучают из-за материального неравенства, но последнюю точку ставит революция. Гражданская война докатилась и до далекого Цудахара, и большевики, устанавливавшие единые законы по всей стране, освобождают Мусу из неволи и привлекают на свою сторону. Финал пьесы открыт: Айшат и Муса свободны, но они не вместе. Юноша, приняв новую веру, становится ярым большевиком, получает главный пост в ревкоме, и в его жизни уже нет места бывшей возлюбленной. Но и его дальнейшая судьба легко угадывается: наступит 1937 год, и полетит голова с плеч. Впрочем, как это случилось и с автором пьесы Рабаданом Нуровым, репрессированным по ложному обвинению и реабилитированным посмертно. Создатель спектакля Мустафа Ибрагимов посвятил его памяти легендарного человека, талантливого основоположника даргинской драматургии, который мужественно сражался за правду и если вдуматься, то пьеса «Насилие» о нем, о самом Рабадане Нурове – пламенном революционере и писателе.

По мнению зрителей, уходящих с показа со слезами на глазах, талантливая игра артистов в обрамлении трагической, щемящей душу музыки Ширвани Чалаева, прекрасного вокала (которым с актерами занималась заведующая музыкальной части театра Эльмира Ибрагимова), прекрасные декораций и костюмы оставили непередаваемое ощущение близости и причастности ко всему, что происходило на сцене. К тому же, в пьесе «Насилие» присутствует интернациональная тема: подобная ситуация может произойти и в семье, и в обществе любого государства и проявляться совсем по-разному. Думается, постановка «Насилие» полностью оправдана, злободневна и поднятые проблемы весьма актуальны как раньше, так и сейчас.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14