Меню
16+

Сетевое издание «Избербаш-инфо». Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-69158 от 24.03.17 г.

16.10.2019 10:46 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Банкрот» на сцене Даргинского театра

Автор: Маргарита Арсланбекова

11 октября на сцене Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая была представлена премьера спектакля «Банкрот», режиссером-постановщиком которого выступил худрук театра, заслуженный деятель искусств РД и РФ Мустафа Ибрагимов.

Режиссер поясняет, что пьесу Островского из-за сосредоточенности сюжета на нравственной проблематике, отнесли в свое время к разряду русских трагедий. «Банкрот» попал в один список с такими блистательными комедиями классиков русской литературы как «Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор». Первые зрители даже называли пьесу купеческими «Мертвыми душами».

Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? В пьесе затрагиваются проблемы человеческой подлости, лицемерия и двуличия, а также раскрывается проблема «отцов и детей». В центре сюжета пьесы прослеживается явный конфликт поколений и противоположностей: 18-летней Олимпиады Самсоновны – Липочки (артистка театра Хузаймат Ибрагимова) и ее родителей. В их семейно-бытовых конфликтах, показанных на сцене, проявляются яркие черты характера героев.

Отец девушки – Самсон Силыч Большов (заслуженный артист РД Мухтар Нухов) – характеризуется как личность деспотичная. Все домашние трепетали перед ним. Неудивительно, что в семье купца царили «жестокие нравы». В отношениях, основанных на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку. И все последующие неприятные события в жизни главы семьи не случайны, ведь, как известно, «рыба гниет с головы».

Разительно отличаются взгляды Липочки и ее матери Аграфены Кондратьевны (артистка театра Загидат Мусаева) на устройство мира, религиозные убеждения, социальную светскую жизнь. Небольшие стычки Липочки с матерью, визиты свахи Устиньи Наумовны (заслуженная артистка РД Саният Каримова), встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы во всем русском обществе.

Саму Липу режиссер видит как весьма эгоистичную и крайне капризную натуру. Она сокрушается, что все подруги мужьями обзавелись давно, а она словно сирота неприкаянная! Липочка хочет жениха «из благородных», отец – богатого, мать – купца.

Сюжет спектакля пропитан обманом, лежащим в основе хитроумного, но, как оказалось позже, опрометчивого плана купца. Все свое приличное состояние самопровозглашенный банкрот Большов, чтобы избежать долгов, решил перевести на имя старшего приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина (заслуженный артист РД Магомедшамиль Шамилов), который был безответно влюблен в единственную дочь купца – избалованную Олимпиаду Самсоновну.

Большов готов обмануть всех, лишь бы не оказаться обманутым самому. Как ни странно, он проявляет доверчивость к Подхалюзину, ведь главное для купца – чтобы ему не перечили. Подхалюзин использует эту слабость хозяина, поэтому легко втирается к нему в доверие.

Переписывая все имущество на приказчика Лазаря, расчет Большова был на то, что будущий родственник выкупит купца из долговой ямы, заплатив кредиторам. Тот убеждает будущего тестя, что готов ради него «в огонь и в воду», но на самом деле думает только о своей выгоде. Подлый, хитрый приказчик считает, что нет ничего плохого в том, чтобы обманывать нечестного человека (например, Большого). Однако Подхалюзин в этом случае лукавит, так как он и честных людей не прочь обманывать.

Большов объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти». «Стоит ли, тятенька, об этом говорить? Свои люди – сочтёмся!», – заверяет Подхалюзин.

Развязка событий стала для Большова фатальной: пронырливый приказчик стал мужем Липочки и, по сути, обокрал своего тестя. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег. Да вот только «свои люди» – Подхалюзин и родная дочь Липочка – не дают ему ни копейки.

В финале вечный конфликт «отцов и детей» достигает наивысшей точки апогея, потому как родная дочь и новоиспеченный зять отказывают старику в помощи. Чересчур самоуверенный, переоц­енивающий свои возможности, в чем-то наивный Большов быстро лишается дочери и всего принадлежащего ему достояния. Расчетливость, прагматизм и двуличие Подхалюзина в конце концов побеждают.

Поначалу ни один из героев пьесы не вызывает положительного отношения. Однако поколение «отцов» в лице Самсона Силыча вызывает больше симпатий, нежели «детей». Большов решается на махинацию ради будущего своей дочери и искренне верит, что со стороны Липочки и ее жениха не может быть никакого подвоха. До последнего он уповает на искренность родственных чувств и семейных отношений. Но жизнь готовит ему жестокий урок – Самсон становится жертвой своей же аферы. Замыслив подлог, он считает, что обмануть чужого можно, ведь не обманешь – не проживешь. Но он даже не представляет, что к нему тоже может быть применима такая же философия.

Но если в Большове еще живет наивная, простодушная вера в людей, то для бывшего приказчика нет ничего святого, и он с легким сердцем разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз.

Когда единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию.

Таким образом, в своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто их произвел на свет.

Хочется отметить мастерство перевоплощения заслуженного артиста РД Магомедшамиля Шамилова, сыгравшего роль Подхалюзина. Если в первой части постановки ему приходилось только поддакивать и угождать своему хозяину, то впоследствии со сменой обстоятельств он показал свое истинное лицо – тихий приказчик превращается в наглого и жестокого тирана. Ученик превзошел своего учителя – справедливость восстанавливается, но не по отношению к купцу в исполнении заслуженного артиста РД Мухтара Нухова. Горю Большова сочувствовал весь зрительный зал, перенося события со сцены в реальную жизнь.

В спектакле также были уместны и забавные комические моменты в исполнении свахи (заслуженная артистка РД Саният Каримова), Липочки (Хузаймат Ибрагимова), Аграфены Кандратьевны ( Загидат Мусаева), ключницы Фоминишны (Ашура Исмаилова), слуги Тишки (Ислам Гасанов) и пройдохи стряпчего Сысого Псоича Рисположенского (Минатулла Гусенов).

Очень тонко была воссоздана атмосфера середины 19 века благодаря музыкальному и световому оформлению (звукооператор – Баганд Вагабов, художник по свету – Мадина Омарова), изысканным костюмам артистов (отдельная благодарность заведующей пошивочным цехом Барият Арсланалиевой и всем сотрудницам цеха) и, конечно же, декорациям (народный художник РД Ибрагимхалил Супьянов).

И.о. директора театра Магомед Абдулкадиров лично поблагодарил творческий состав спектакля и режиссера за глубокую нравственную постановку, а также отметил важных гостей прошедшего спектакля. Среди них был новый мэр города Магомед Исаков, главы администраций даргинских районов, а также большой друг и соратник театра – председатель Совета директоров «Северавтодор» Магомедрасул Юсупов, который спонсировал постановку спектакля «Банкрот». Его неоценимый вклад в реставрацию здания театра мы также будем помнить всегда! Ибо не без его участия артисты теперь имеют возможность дарить с новой сцены своим зрителям гамму эмоций и красок этой многогранной жизни. А подобные спектакли проливают нам свет на жизнь и помогают избежать ошибок, которые совершили герои на сцене.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

34